Грунтовые дороги — участки земли с покрытием из натуральных материалов или искусственной насыпью. Чаще всего они не предназначены для большого трафика, но при этом просты в обслуживании. Обычно их прокладывают за пределами города, например, в удаленных населенных пунктах, в дачных или садовых товариществах, лесах и полях.
Термин «грунтовая» говорит о натуральной природе материалов. Такая дорога может возникнуть без использования спецтехники. К примеру, по протоптанному участку начинают ездить автомобили, создается колея, формируется дорога. Если же твердый участок для проезда создается намерено, то не обойтись без щебня.
О видах щебня и лучших вариантах для грунтовки расскажем в статье.
Сами дороги делятся на два вида:
Что нужно для временного покрытия из щебня
Главная задача такого покрытия — как можно скорее подготовить возможность для проезда спецтехники. Часто этот вид используется на стройплощадках. При этом легковой транспорт проедет по такой дороге с затруднениями, а срок эксплуатации будет не больше двух сезонов. С технологической стороны сделать такое покрытие просто: засыпается крупный материал сверху земли, выравнивается, утрамбовывается. Здесь главное внимание - выбору материала. Для проезда крупногабаритной техники можно выбрать зерна фракцией 40-120 или 80-120. Если будут проезжать и небольшие автомобили стоит выбрать размер 40-70. Иногда такую дорогу покрывают асфальтовой срезкой, это продлевает срок эксплуатации. Но стоимость увеличится.
Для временного проезда берите бетон, битый кирпич, любые твердые отходы. Такие элементы можно приобрести очень дешево на кирпичных или бетонных заводах. Бракованную продукцию они отдадут за небольшую сумму, останется только организовать самовывоз. Забрать материалы для дороги можно после сноса зданий, строительный мусор должен быть утилизирован, поэтому можно договориться забрать обломки, дробленые кирпичи, бетон практически бесплатно. Заплатить останется только за доставку, но это дешевле, чем покупать специальные материалы: щебень или крошку.
Недостатки временной грунтовой дороги:
- легковушкам проезд будет затруднителен
- не подходят для болотистой местности
- из-за затяжных дождей может уйти в грунт
- недолговечны
Грунтовая дорога из щебня
Для частого пользования временная дорога не подойдет. Например, если нужно проложить прочную тропу к своему участку стоит сделать крепкое основание. Оно должно выдерживать нагрузки и прослужить не один год.
Технологически грунтовка из щебня создается в несколько этапов:
- Снимается грунт
- Подготавливается подушка
- Обустройство нижнего слоя
- Верхний слой
- Утрамбовка различных фракций
Сложность и поэтапность может быть изменена в зависимости от пожеланий и финансовых возможностей. При этом не стоит игнорировать важные моменты. К примеру, если пропустить этап с подушкой, то дорога не получится основательной и прослужит недолго. Щебень может впитываться в грунт, будут образовываться провалы, придется делать насыпь еще раз. Это особенно актуально на болотистой местности или с подземной рекой.
Многослойность за счет различных фракций поможет сделать дорогу долговечной, поэтому этап расклинцовки важен. При этом подушка будет поддерживать форму: не создавать усадку и препятствовать деформации
Что еще важно
Следующие моменты стоит учесть, чтобы грунтовка из щебня получилась качественной:
Учитывайте количество пользователей дорогой. Для индивидуального проезда подойдет ширина в 2 метра. Но если придется разъезжаться нескольким машинам, то ширину нужно увеличить вдвое. Для траншеи стоит использовать грейдер. Грунт может быть плотным и копать руками будет трудно. Самое лучшее уплотнение даст каток массой не меньше 6 тонн. Если такой техники нет, нужно качественно уплотнить каждый слой возможными средствами. Чтобы добавить прочности можно использовать геотекстиль, геосетки или георешетки. Они добавляют устойчивости, помогают избежать провалов. Геотекстиль и геосетка для слоев дороги, а георешетка используется на дне траншеи.
Подведем итоги:
Для движения больших автомобилей на стройку лучше выбрать временную грунтовую дорогу. Она дешевле, но потребует замены. Трасса без подушки – вариант более надежный, но выдержит только пешеходов. Машины такая дорога не выдержит. Этап укладки с подушкой лучше не пропускать. Она поможет сохранить основание и препятствует формированию колеи. Однослойная для легковушек, два слоя с георешеткой для грузовых автомобилей.